Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

«Мы вытаскивали художников из отделений полиции»

Кристина Шабунина, Екатерина Киселева4 декабря 2020 3 994
2021-04-27T15:35:29.350000+00:00
«Мы вытаскивали художников из отделений полиции»
Прогулка с Анной Клец и Андреем Колоколовым по самому большому музею Екатеринбурга

Сегодня Екатеринбург считается одной из мировых столиц уличного искусства. В город приезжают и рисуют самые известные художники планеты, по объектам стрит-арта здесь проводят экскурсии, их вписывают в программы посещения для участников глобальных мероприятий уровня Чемпионата мира по футболу. Но еще 10 лет назад горожане воспринимали людей с баллончиками краски и кисточками в руках на улице как хулиганов, в результате чего художники регулярно оказывались в отделениях полиции. Организаторы фестиваля STENOGRAFFIA и участники художественной команды SPEKTR Анна Клец и Андрей Колоколов уверены, что за прошедшие годы стрит-арт стал новым языком Екатеринбурга, на котором творцы теперь разговаривают с властью и горожанами.

Художников записали в хулиганы

Андрей: До появления STENOGRAFFIA я и Евгений Фатеев (основатель фестиваля — Ред.) занимались поиском проявлений неканонического искусства: всевозможных изображений на стенах, в общественных уборных, граффити и других спонтанных видов «выплесков» искусства на улице. Искали как наивные работы, наподобие рисунков старика Букашкина, так и более современные, сделанные молодыми людьми. Изначально в Екатеринбурге было не очень много объектов. И мы подумали, что если сделать один большой фестиваль, то и художников, и экспозиций в этом жанре в городе станет гораздо больше. Важным тогда оказался заявленный нами тезис, что уличное искусство по большей части представлено работами граффити-художников, а это не безразличные и пассионарные люди, которым некуда девать свою энергию, поэтому они начинают заниматься вандализмом. Фестиваль показался нам элегантным решением, как помочь трансформироваться и добиться талантливым людям успеха, чтобы это приносило пользу и городу, и самим творцам.

Анна: Значительный рост уличного искусства в Екатеринбурге произошел с появлением STENOGRAFFIA в 2010-м году. В город приехали сразу около 200 художников! До этого стрит-арт был представлен отдельными именами, например, Тимофеем Ради, и был не таким активным движением, как мы можем наблюдать сегодня. А после старта фестиваля уличное искусство начало формироваться как институциональное явление и работать на широкую аудиторию. Сегодня у STENOGRAFFIA есть свой маршрут протяженностью 9 километров. Он проводит горожан и туристов по арт-объектам фестиваля, созданным за 11 лет его работы. Но это всего лишь малая часть работ, которая была сделана в рамках проекта.

Андрей: Изначально горожане воспринимали уличных художников как хулиганов. Если вышел на улицу что-то делать с баллончиком краски и кисточкой в руках, то ты, скорее всего, злоумышленник, и все испортишь. Первое время был сложно. Когда приходилось работать на поверхностях не в центральной части города, то обязательно подходили местные, начиналась перепалка.

Анна: Члены нашей команды ездили по отделениям полиции и вытаскивали оттуда художников, поскольку жители города и работники правоохранительных органов были слабо знакомы с уличным искусством. Так происходило в первые три года фестиваля — с 2010-го по 2012-й. А уже в нынешнем году, когда реальное его проведение оказалось под вопросом, эта новость подняла огромную волну негодования в городе и стала информационным поводом федерального масштаба. STENOGRAFFIA не столько нам принадлежит, сколько всему городу.

Зритель и художник развиваются вместе

Анна: Мы переводим стрит-арт из субкультуры в большую культуру. Создаем и привлекаем внимание широкой общественности к искусству и к его созданию. Например, во дворе Дома печати собран сразу комплекс арт-объектов. Одни были созданы в 2015-м году, другие — в 2019-м. Владельцы поверхностей шли нам навстречу, поэтому получилось сделать на одном небольшом пятачке большое их количество. Одна из работ — «День рождения динозавров» — создана командой SPEKTR к 10-летию фестиваля STENOGRAFFIA в коллаборации с «Новым радио». Станция позвала своих слушателей, в результате чего на площадку пришло множество горожан. Вместе мы создали новый арт-объект.

Также мы делимся с людьми своими опытом и практикой. Они начинают понимать, что с помощью очень простых инструментов можно кардинально и в лучшую сторону менять среду вокруг себя. Вовлеченность в уличное искусство важна и для властей: мы создаем позитивную повестку и решаем в рамках фестиваля вопросы благоустройства города. В Екатеринбурге не только меняется среда, но и появляются интересные события, «движуха». А это важно, чтобы у людей был досуг, и они не стремились уехать из города.

Андрей: Работы фестиваля год от года становятся более сложными, потому что развивается и сам зритель. Сначала он видел очень наивные проявления уличного искусства — надписи и изображения героев из любимых фильмов и мультиков, — а сегодня к нам спокойно может приехать Артем Стефанов (художник и графический дизайнер из Москвы, который специализируется на масштабных уличных работах с выраженными оптическими эффектами — Ред.). И люди точно скажут: «Ого, круто!». У таких талантов уже есть своя аудитория, которая может по достоинству их оценить.

Анна: Подключение бизнеса — еще один важный момент. Происходят коллаборации брендов и художников: у последних появляются материальные ресурсы, а у компаний — большая узнаваемость и дополнительные возможности для своей презентации. Посмотрите на того же Покраса Лампаса. Он вышел из уличного искусства, а одну из своих первых масштабных работ в городской среде воплотил на STENOGRAFFIA. Благодаря грамотно построенной системе самопродвижения и огромному количеству усердия, к сегодняшнему дню молодой художник успел показать себя во многих европейских городах. Его работы можно увидеть в галереях Рима, Лондона, Дубая, Женевы, Нью-Йорка, Гонконга и Парижа. Также Покрас активно сотрудничает с мировыми брендами, например, Saint Laurent, Lamborghini, Fendi, Levi’s и Dries Van Noten.

Подключение бизнеса — еще один важный момент. Происходят коллаборации брендов и художников

Наш личный пример — это сотрудничество художников с одним из городских застройщиков. Во дворе жилого комплекса, построенного компанией, находится паркинг. Художники нарисовали на его фасаде «Динозавромойку» — рисунок площадью более тысячи квадратных метров, на котором моют забавного яркого динозавра. Эта работа стала не просто украшением двора, но и городской достопримечательностью, а также дополнительным способом продвижения для компании.

Екатеринбург одна из столиц стрит-арта

Андрей: Екатеринбург однозначно вписан в мировую повестку как один из центров, популяризирующих уличное искусство. Здесь наполненность стрит-артом просто нереальная. В этом плане мы стоим на одной ступеньке с таким городом, как Берлин. И тут, и там работы создают художники с мировым именем, запускаются эксперименты.

Анна: Например, арт-объект рядом с кинотеатром «Салют» выполнен участниками культовой граффити-команды из Германии Maclaim. Когда они рисовали его в 2014-м году, рядом собралась толпа из молодых екатеринбургских художников. Они стояли и ждали, когда немцы спустятся с вышки и дадут им автограф. Вот почему важно привозить мастеров, которые прошли большой творческий путь. Новички смотрят на профессионалов, сравнивают, учатся, и у них появляется внутренняя уверенность, что они могут также. Это дарит молодым художникам надежду на признание.

В арке рядом с кинотеатром находится одна из первых работ Покраса Лампаса, с которой начался его большой творческий путь. В 2014-м году этот переход был очень грязным, его пришлось отмывать и очищать, после чего художник нанес на стены, потолок и асфальт «ковер» из тэгов граффити-художников. Тэги считаются негативным элементом городской среды, но Покрас Лампас сумел перевести их в иную плоскость. Сегодня этот переход — одно из самых популярных мест для съемок в городе. Мы называем это явление «охранным искусством», когда у художника получается перевести пространство из одного статуса в другой, в данном случае — из грязного перехода в объект искусства, куда люди совершают настоящие «паломничества».

У каждой работы своя жизнь

Андрей: Город — это идеальный холст для художника. Он объемный, сложный, у него много фактур и символов. Одна из самых знаменитых работ STENOGRAFFIA — CTRL+X — гараж и старый автомобиль. Мы разрисовали «Москвич» и гараж-«ракушку» так, словно «вырезали» их в графическом редакторе Photoshop. Работа бахнула просто на весь мир! О ней писали такие известные западные издания, специализирующиеся на искусстве и дизайне, как Vice, Coossal и My modern met. Было очень радостно, когда наш кумир Саймон Столенхаг (шведский художник и дизайнер — Ред.) опубликовал у себя в «Твиттере» нашу работу с комментарием: «Это очень круто!».

Одна из самых знаменитых работ STENOGRAFFIA — CTRL+X — гараж и старый автомобиль

При наполнении города арт-объектами важно соблюдать баланс между художниками, которые «взламывают среду», и теми, кто использует ее для обновления  городских пространств. Когда мы раскрашиваем пустые фасады в «сером» микрорайоне, то это является значительным преобразованием для живущих там горожан. Люди хотят перемен, и масштабные арт-объекты уличных художников дают подобным пространствам новую жизнь.

У всех работ своя жизнь. Какие-то из них выполняются с прицелом на то, что будут жить в интернете: достаточно сфотографировать объект и запечатлеть реакцию людей на него, а после ее могут закрасить. А работы, призванные облагораживать среду, должны жить дольше. Мы разрабатываем проект «STENOGRAFFIA Revision», содержащий рекомендации по сохранению и восстановлению арт-объектов. Также мы запустили процесс каталогизации, чтобы не было такого, что кто-нибудь из ЖКХ пошел стены красить и закатал ценную работу. В то же время мы не должны превращать уличное искусство в номенклатуру. Любые классификации будут означать, что наша субкультура замерла, перестала развиваться. Если затормозить художников, начать ограничивать их какими-то рубрикаторами, это будет сродни их смерти.

Покрас Лампас и волонтеры

Наши волонтеры — мужественные и крепкие люди

Анна: STENOGRAFFIA — это не просто художники, которые рисуют. Если раньше мы привозили сотни авторов, то сейчас лишь несколько десятков, но при этом в процесс вовлечена как минимум сотня волонтеров. Это абсолютно разные люди, которые собираются вместе, чтобы преображать город. Сформировалось «ядро» — добровольцы, которые специально берут отпуск на время фестиваля. Они вкладывают огромный труд: красят, копают, чистят стены. Наши волонтеры — мужественные и крепкие люди.

Символом их стойкости и вообще всех людей, достигающих результатов вопреки сложностям, стал один из последних арт-объектов STENOGRAFFIA под названием «Гордый фонарь». На аллее рядом с «Космосом» появился единственный выпрямленный фонарь, а все остальные согнутые. В этом году, когда весь мир противостоит общей беде, этот объект приобрел особую актуальность. «Гордый фонарь» — история про всех нас, про людей, которые не сдаются.

Коллаборация художников и нейросети

Анна: В будущем у художников будут появляться новые инструменты. Эксперименты идут уже сегодня, в том числе с помощью технологий. У нас есть работа, нарисованная нейронной сетью и роботом. Это первый в мире объект уличного искусства, созданный без участия человека. Мы нашли полуразрушенную фреску IV века, а нейросеть «Яндекса» придумала, как ее восстановить и отреставрировать, затем робот-принтер напечатал изображение. Работа находится на торце 5-этажного здания на Попова, 9. 

В то же время в рамках STENOGRAFFIA появилась работа со Смешариками. Такой объект мы делали вместе с детьми на территории больницы в Оренбурге. Важно, чтобы ребята, которые находятся в медучреждении подолгу, могли видеть из окна не серую будку, а веселое и забавное изображение. У них от этого настроение повышается, они быстрее выздоравливают. И как определить, что важнее? То, что детей радует, или эксперименты мирового масштаба? Для нас это равноценно.

Андрей: У команды SPEKTR есть программа «Город рисует сам себя», когда мы зовем жителей города вместе обновлять детские площадки: разрисовывать гаражи и заборы и закрашивать то, что нам видеть не хочется. Эта программа говорит об ответственности людей за территорию, где они живут. Также в планах — запуск проекта, в рамках которого можно будет легко и красиво преобразить свой двор, а не заниматься шок-артом и городить лебедей из шин. Мы разработаем доступные инструменты для этого. Даже относительно убогое благоустройство может заиграть другими красками. И это тоже некая новая ветвь, куда поведет уличное искусство.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#личный опыт
городличный опыт
Сейчас обсуждают
Аноним
29 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru